"Труд, рождающий красоту"

# ночьискусств2020 #искусствообъединяет

Традиция вышитых картин берёт своё начало от искусства ткать гобелены. В разряд такого же «баловства» кроме вышитых картин, попала и вышивка бисером.

Это было лишь приработком,  приносившим определённый доход, но не имеющий практической ценности в крестьянском быту. Однако до сей поры, вышитая красивая картина, безусловно, украсит любой интерьер. Ведь атмосфера в доме, который украшен вышитыми работами, становится живой и неповторимой, так как настроение картин переносится на все окружающее пространство. Согласитесь, можно сделать в квартире качественный ремонт, подобрав красивую и дорогую мебель, но, если в доме есть вышитые картины,он приобретает неповторимость, своеобразную «изюминку», которая запомнится надолго.

Сказать, что вышивкой в настоящее время не занимаются, нельзя, но она конечно изменилась. Современные вышивки уже не имеют такой жизненной практичности, как прежде. Теперь вышивка это увлечение или творческий замысел дизайнера.

В вышивании прекрасно соединяются традиционное и современное творческое начала. Нынешние мастера используют старинные швы, создают новые декоративные швы, композиции.

Однако в последнее время вышивка вновь на пике популярности, об этом свидетельствует и рост различных кружков и объединений по рукоделию

Русское кружево - — это текстильное изделие без тканой основы, в котором ажурный орнамент и изображение образуются в результате переплетения нитей (шелковых, хлопчатобумажных, металлических и других). Безусловно, кружево — выдающееся явление русской народной культуры, волшебный мир невесомой изысканности и воздушности. Слово кружево имеет два значения: одно из них происходит от слова «окружать» — им определялись разные отделки в виде каймы на воротниках, подолах и рукавах; в другом значении этим словом называют узорное ажурное изделие — самостоятельный вид украшения одежды или предметов.

 

 

  

Русский традиционный костюм давно признан культурным достоянием мирового наследия. Мастерство, с которым русские женщины пряли и ткали, вышивали и шили, сочетали различные предметы одежды в одном костюме, умело переплетая новые и сохраняемые веками традиции, удивляет даже тех, кто мало интересуется историей и культурой. Русский костюм формировался на протяжении многих веков на обширных территориях расселения наших предков, сохраняя древнейшие черты и разумно заимствуя всё лучшее от соседних народов.

В этнографической литературе принято выделять четыре комплекса женской одежды:

  • Рубаха - понева - сорока (южный комплекс)
  • Рубаха - сарафан - кокошник (северный комплекс)
  • Рубаха - юбка
  • Распашное платье - кубелек

Наибольшее распространение нашли два первых комплекса, - «сарафанный» и « поневный».

В отличие от сарафана, который носили и горожане и крестьяне северных областей России, поневная одежда в XIX - начала XX века была только крестьянской, а если встречалась в городе, то только у переселенцев, приехавших на заработки. Географическое бытование поневного комплекса было устойчивым: эта одежда не проникала глубоко в северные губернии и закрепилась лишь в отдельных местах центральных областей. (Орловская, Калужская, Тульская, Пензенская, Рязанская, Воронежская губернии. Брянский уезд принадлежал ранее к Орловской губернии.)

На Брянщине, относящейся к южным областям России, можно выявить, по крайней мере, четыре типа крестьянского костюма. Как и все поневные комплексы, основу их составляют белая рубаха из полотна домашнего приготовления (льняного или конопляного), позже, в начале XX века из хлопчатобумажного, и понева – поясной вид одежды из домотканой шерсти. Неотъемлемыми частями костюма были передник ( запон, завеса ), головной убор ( повойник, сорока, лобная повязка – девичий головной убор), нагрудные, шейные украшения, обувь.

В рамках "Ночи искусств" посетители музея Дубровского краеведческого музея совершат онлайн-путешествие во времени и увидят предметы, которые создавали и использовали крестьяне Брянщины в конце XIX – начале XX века: одежду, посуду, элементы утвари и интерьера избы. Особым украшением экспозиции является обширная коллекция домотканых рушников. Без них не обходилась ни одна крестьянская изба, они служили украшением дома и являлись неотъемлемой частью приданого каждой невесты. Рушники богато и разнообразно украшали вышивкой, вязаным кружевом, вставками из ткани и тесьмы. Также на выставке представлены вышитые рубахи, вышитые картины и кружевные изделия.